И снова кризис, и снова «неликвиды». Что с ними делать?!

Резкий рост курса валюты вызывает резкое удорожание импортного товара, отражается на спросе и естественным образом приводит к изменению в структуре складских остатков и показателях оборачиваемости. Часть товара, ещё недавно хорошо продаваемого вдруг резко останавливается в продажах, так как потребитель либо переключается на более дешёвый аналог (отечественный или зарубежный), либо отказывается от покупки, расходуя свой уменьшившийся бюджет на другие товары первой необходимости. Таким образом, продажи дорогого импортного товара при росте курса валюты обычно падают, а продажи дешёвого импортного товара и отечественного товара-аналога обычно растут.
Это приводит к временному нарушению баланса обеспеченности товарной матрицы: появляются «дыры» в ассортименте с возросшим спросом и «переизбыток» по товару со снизившимся спросом.
В подобной ситуации нередко можно наблюдать обострение критики отдела закупок (обычно со стороны бухгалтерии и финансового отдела) в неэффективном управлении складским запасом и росте «неликвидных товаров», к которым традиционно относят товар с низкой оборачиваемостью.
Итак, прежде чем «выписывать рецепт» избавления от неликвидов, давайте определимся: с чем, собственно, собираемся бороться.
Что же такое неликвиды? Существуют разные определения.
Я придерживаюсь такого: «неликвид»- это товар с оборачиваемостью («ликвидностью») ниже нормативной по группе товара, к которой он относится.
В самом определении видна связь «неликвида» со складским остатком и продажами. То есть, один и тот же товар Х может быть «неликвидом» при складском остатке Y и продажах y, но перестать быть неликвидом при складе Y/2 или продажах 2*y. Таким образом, «бороться» с подобными неликвидами можно двумя способами: сократить временно закупки на склад или увеличить продажи.
Выводить из матрицы, «распродавать» и «избавляться» от такого товара – рецепт весьма опасный. Тем не менее, желание «избавиться от неликвида» в буквальном смысле (исключив из матрицы и распродав) встречается довольно часто. Моё мнение – это следствие неверного восприятия слова «неликвид» как чего-то ненужного, старого, негодного к продажам.
Дыма без огня не бывает, поэтому пару слов о том, что же понимают под «неликвидом» те, кто стремится быстрее «распродать» его.
1. Бракованный товар. Например, холодильник с царапиной или ткань с дефектом.
2. Остатки, обрезки, неполные комплекты. Например, остаток от рулона линолеума в 2 м2.
3. Товар старых коллекций. Такой товар может иметь отличную оборачиваемость, но больше не выпускается и не может быть закуплен, на рынке появляются его аналоги.
4. Товар, исключённый из товарной матрицы по причине прекращения отношений с поставщиком.
Брак и остатки, старый и исключённый из ассортиментной матрицы товар действительно не должен задерживаться на складах, его надо «распродать» как можно быстрее. Для этого на него обычно назначают скидку и вводят дополнительную мотивацию менеджерам по продажам (повышенный % с продаж). Но не надо путать такой товар с «неликвидами» — нормальным товаром из ассортиментной матрицы, оборачиваемость которого по разным причинам хуже нормативной.

2 комментариев на “И снова кризис, и снова «неликвиды». Что с ними делать?!

  1. Зинаида

    По-вашему получается, что «неликвиды» это хорошо и распродавать их не надо? Это же замороженные деньги!

    1. Алексей Скородумов Автор

      Нет, Зинаида. «Неликвиды» (товар с оборачиваемостью ниже нормативной) это плохо. Это неэффективно работающие ресурсы (вложения в товар и склад). Но и бороться с «неликвидами» путём выведения их из матрицы и распродажи со скидкой — не всегда верно. Так Вы можете испортить свою ассортиментную матрицу и в итоге заработать меньше денег. Если «товар-неликвид» имеет регулярные продажи, сопоставимые с другими товарами своей группы, то выводить его из матрицы только на том основании, что его оборачиваемость хуже норматива — метод весьма опасный. Такое «спасение замороженных денег» может навредить финансовому положению даже больше, чем полное отсутствие «борьбы с неликвидами». Как минимум, надо разобраться с причиной образования избыточного склада (может, это вообще крупный спецзаказ, пока не забранный клиентом?) и выяснить, сколько дней в анализируемом периоде товар был доступен к продажам (не находился в резервах и имел остаток выше средней покупки), есть ли ему на замену более интересный аналог для заполнения ассортиментной ниши? Исключение из матрицы и распродажа со скидкой — не должны основываться исключительно на «плохой» оборачиваемости. Такие решения должны приниматься взвешенно, с пониманием последствий.

Добавить комментарий для Алексей Скородумов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Индекс цитирования