SWOT-анализ

SWOT-analiz

Для чего нужен SWOT-анализ?

SWOT-анализ часто применяют для стратегического планирования. Метод основан на оценке Внешних и Внутренних факторов. Внутренние факторы делят на группы  Strengths (сила) и Weaknesses (слабость), а внешние на Opporуtunities (возможности) и Threats (угрозы). Начальные буквы групп оцениваемых факторов S,W,O,T и послужили аббревиатурой "SWOT". SWOT – анализ обычно проводится по заданию владельца или генерального директора компании группой высококвалифицированных специалистов из основных отделов (начальники отделов, ведущие специалисты) с участием «независимого» эксперта (не работающего в компании) в качестве «руководителя» группы. Такой приём  используют для устранения влияния «внутренних» личностных отношений на результат.

Поделиться ссылкой на страницу в соцсети:

SWOT-анализ. Пример.

Предположим, есть возможность выпустить новый вид кирпича. Директор предприятия решил взвесить «за» и «против» перед тем как отдать приказ о старте проекта и приказал провести SWOT-анализ.

Шаг 1. Описать цели (ожидания) от выпуска нового продукта.

Опишите причины необходимости выпуска нового продукта (почему потребитель его купит). Каковы Ваши мотивы (почему Вы хотите его производить). Составьте прогноз спроса. Предположим, есть данные, что новый кирпич уже опробован в другом регионе и за год продаж заменил собой 10 % рынка традиционного кирпича (производством которого занимаетесь и Вы). В новом продукте на 20 % улучшены потребительские свойства при увеличении стоимости всего на 10 %. На Вашем рынке пока никто не наладил производство новинки, а у Вас есть такая возможность. Вы хотите опередить конкурентов и не допустить ухода Ваших клиентов к ним из-за отсутствия товара у Вас, но опасаетесь, что продвижение продукта займёт много сил и средств, и Ваша прибыль снизится.

Шаг 2. Описать внутренние факторы. Каковы сильные и слабые стороны Вашей организации?

Например, ответьте на следующие вопросы:
  • Чем вы сильнее или слабее в технологиях?
  • Какие сильные/слабые стороны у вашего персонала?
  • Какая сильная/слабая сторона вашего бренда?
  • За что вас любят/не любят клиенты?
  • Что у нас лучше/хуже чем у конкурентов?
  • В каких еще сферах вы сильнее конкурентов / что ещё предлагают конкуренты такого, что не предлагаете вы?
  • Что помогает/мешает развитию компании?
  • Что помогает/мешает реализовывать инновации?
  • В чем сила/слабость вашего маркетинга?
  • В чём вы были впереди/позади конкурентов последнее время?
Предположим, вы провели совещание экспертов и  выявили следующие наиболее значимые сильные и слабые стороны.
Сильные (Strengths):
  1. Удобное расположение завода и склада, позволяет доставлять продукт 50 % клиентов региона дешевле, чем это предлагают конкуренты.
  2. Достаточная площадь под производство и склады.
  3. Современное оборудование.
  4. Более Квалифицированный персонал, чем у конкурентов.
  5. Лидер. Ваша доля на рынке 40 % объёма продаж.
  6. Цена продукта не выше чем у конкурентов.
  7. Последние три года происходит увеличение продаж на 10% (5% из них за счёт увеличения доли на рынке, и 5% - за счёт роста самого рынка).
  8. Высокая рентабельность
Слабые (Weaknesses):
  1. Клиенты жалуются на наш отдел обслуживания, ваши конкуренты более обходительны и предусмотрительны, регулярно и вежливо работают с клиентами, всегда оповещая о состоянии заказа и сообщая об изменениях в прайсе и сроках.
  2. Конкуренты успешнее вас развивают интернет продажу малых объёмов, у них лучше сайт, они лучше вас известны среди мелких потребителей
  3. Слабая реклама в СМИ, опрос на улицах показывает 30 % узнаваемости марки по сравнению с 60 % узнаваемости конкурентов
  4. Существенная часть квалифицированного персонала регулярно переходит к конкурентам на более высокую зарплату.
  5. Некоторые конкуренты уже внедрили ERP системы, сильнее вас в автоматизации процессов и системной оценке. Готовы быстрее вас предоставлять по запросам потенциальных инвесторов любую отчётность.
Теперь можно приступить к описанию внешних факторов, то есть возможностей и угроз.

Шаг 3. Внимательно посмотрите на сильные стороны. Какие потенциальные возможности они дают?

Возможности (Opporуtunities)
Предположим, для вас наиболее важны следующие возможности:.
  1. Позиция лидера позволяет устанавливать уровень цен на рынке, так как именно на нас ориентируются прочие игроки
  2. Производственный потенциал позволит в случае необходимости нарастить объём производства
  3. Высокая рентабельность позволяет накапливать средства для будущих инноваций
  4. Высокая доля на рынке и положительная динамика дают вам уверенность в привлечении дешёвых кредитов, если они потребуются.
  5. В ближайшей перспективе в регионе ожидается ускорение роста рынка строительства до 10%, что даже с сохранением вашей доли на рынке даст увеличение продаж.
  6. Накопленный опыт и объёмы перевозки вместе с удобным транспортным расположением (рядом с ж/д станцией и федеральной трассой) позволяют расширить сбыт и за пределы региона

Шаг 4. Внимательно рассмотрите слабые стороны. Определите, какие риски они влекут за собой?

Угрозы (Threats)
  1. Отток высококвалифицированных технологов к конкурентам на более высокую зарплату. Может привести к потери лидерства по качеству товара.
  2. Рост доли интернет продаж, в которых вы не являетесь лидерами
  3. Родственные связи конкурентов в администрации региона ставят под сомнение новый госзаказ
  4. Ухудшается ваша известность среди мелких потребителей, доля которых по прогнозам возрастёт
  5. Есть риск что часть клиентов, недовольная сервисом обслуживания, уйдёт к конкурентам

Шаг 5. Сгруппируйте полученные результаты и занесите их в таблицу.

Обсудите результат с экспертами по каждому пункту, нет ли замечаний? Все ли согласны с выявленными факторами и их значимостью? Внесите корректировки при необходимости. На основе SWOT-анализа руководство намечает цели и ресурсы, сроки и ответственных за их достижение.

Шаг 6. Использовать SWOT-анализ. Принять решение. 

Например, на основе данного SWOT-анализа руководство приняло следующие решения: 1. В ближайший год переоборудовать 5% производства под выпуск нового кирпича. 2. Восполнить недостаток рекламы ценовым демпингом, выставив новый продукт всего на 5 % дороже старого. Не тратиться на продвижение, а просто включить новый кирпич в прайс. Такая оборонительная стратегия может быть успешна, так как в случае появления конкурентов с новым продуктом, Ваши клиенты сначала обратятся к Вам, и останутся вашими, так как у Вас цены будут ниже. К агрессивному «захвату» рынка Вы пока не готовы, и вполне разумно перед «рывком» накопить опыт нового производства и скопить деньги на усиление слабых сторон. 3. До начала агрессивного захвата рынка, уделить внимание стратегическим опасностям, таким как риск потери ключевых специалистов и отставание в ERP технологии. 3.1 Дать задание отделу кадров по улучшению KPI ключевых специалистов. 3.2 Дать задание маркетингу проработать рекламную компанию по увеличению мелких интернет продаж. Сообщить об ожидаемых результатах и затратах. 3.3 Поставить задачу по модернизации сайта для удобства мелких интернет-клиентов. Провести «разбор полётов» в клиентском отделе, выработать меры по улучшению сервиса. Вполне возможны разные варианты решений на основе тех же самых данных SWOT-анализа. SWOT-анализ даёт лишь информацию для принятия решения, а не готовый рецепт. Та или иная расстановка приоритетов руководством имеет ту или иную степень риска. Разница лишь в том, осознанный ли этот риск (при качественном SWOT-анализе) или неосознанный, склонно ли руководство к более надёжному и менее прибыльному сценарию поведения или наоборот, готово рискнуть, чтобы быстрее получить возможную прибыль. Какой бы вариант ни был выбран, чем точнее будет проведён SWOT-анализ и получена информация для принятия решений  – тем с большей вероятностью будет достигнута именно та стратегическая цель, которая ставилась.

Поделиться ссылкой на страницу в соцсети:

SWOT-анализ: 1 комментарий

  1. SWOT-анализ является довольно субъективным и чрезвычайно зависит от позиции и знаний того, кто его проводит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *